Хранящийся в Музее Конде рисунок «Мона Ванна» может оказаться наброском «Моны Лизы» Леонардо да Винчи…
Исследователи-реставраторы, работающие в Лувре, вот уже несколько месяцев изучают набросок, который мог принадлежать Леонардо да Винчи. Набросок относится к собранию Музея Конде в поместье Шантийи, но сейчас находящийся в Центре исследования и реставрации музеев Франции.
На сегодня есть несколько оснований считать этот набросок кисти Леонардо. Конечно, во-первых, это высочайшая техника исполнения рисунка, особенно рисунок в области рук и лица.
«Рисунок выполнен в технике флорентийского неоплатонизма и наверняка был подготовкой Леонардо к масляной живописи. Кроме того, обе работы имеют практически одинаковый размер»,
— отмечает смотритель Музея Конде Матье Дельдик, он-то и предположил первым связь между работами. Во-вторых, на эскизе специалисты-исследователи нашли характерные проколы, которые позволяют совмещать контур подготовительного эскиза с рисунком Леонардо да Винчи. И в третьих, на рисунке были найдены водяные знаки, свидетельствующие о том, что рисунок создан примерно в 1485 и в 1538 гг, в Италии, где в этот период жил великий художник.
Стоит заметить, что провенанс произведения немного неточен — в XIX веке рисунок выдавали за произведение тосканского художника, в 1862 г. работу приобрел сын короля Франции Луи-Филиппа Первого граф Анри Орлеанский, собственно последний владелец поместья Шантийи, в свою коллекцию, которую он после своей смерти завещал передать государству. Предполагалось, что этот рисунок — это вариация мастеров из мастерской Леонардо для подражания Джоконды.
Сотрудник музея Лувр, реставратор Бруно Моттин также отмечает, что если и великий мастер имеет отношение к портрету, то лишь эпизодическое:
«Часть наброска абсолютно точно сделана правой рукой, а Леонардо да Винчи, как вы знаете, был левшой».
Специалисты изучают рисунок, используя радиографию и инфракрасные лучи, чтобы определить дату создания произведения, а также изучить скрываемое под гуашевым слоем изображение. Исследование будет закончено в 2019 году, а сам рисунок планируют выставить в Лувре на специальной выставке, посвященной 500-летию со дня смерти Леонардо да Винчи.